Беседовала Надежда СТАУРИНА

ВЗГЛЯД ГОРГОНЫ

КРИЗИС ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ

Возможно, создавая миф о Прометее, древние греки знали, что печень способна к регенерации. Но могли ли они предвидеть изобретение телевизора, описывая горгон, крылатых женщин-чудовищ со змеями вместо волос, взгляд которых превращал все живое в камень?

Последние десятилетия можно смело назвать информационной эрой. Телевидение пришло в каждый дом, Интернет опутал Землю миллиардами нитей. Казалось бы, этому можно только радоваться, но ученые, в том числе психологи и психиатры, заговорили о кризисе информационной экологии. Руководитель клинического отделения Московского НИИ психиатрии, доктор медицинских наук, профессор Юрий Иосифович ПОЛИЩУК уже несколько лет занимается этой проблемой.


— Юрий Иосифович, о загрязнении окружающей среды говорят уже давно, а об информационной экологии пока мало известно. Думаю, нашим читателям будет интересно узнать о новом направлении научных поисков.

— Общеизвестно, что здоровье населения примерно на 50% зависит от образа и условий жизни, от среды обитания. В настоящее время состояние общего и психического здоровья россиян вызывает тревогу и озабоченность. Совершенно очевидно, что увеличивается количество людей с пограничной психической патологией, психосоматическими заболеваниями, наблюдается стремительный рост депрессий. Почему? Каков основной источник?

Помимо окружающей человека физической среды, проблемами ее активно занимаются экологи, существует информационная среда, в которой живут все люди. От того, насколько она будет, условно говоря, благоприятной или нет, во многом зависит состояние психического здоровья нации. Я хорошо знаком с многочисленными научными работами, посвященными этой проблеме, и могу со всей определенностью сказать, что состояние информационной среды у нас в России является неблагополучным и даже близким к критическому. И по аналогии с экологическим кризисом физической среды обитания можно говорить о растущем загрязнении информационной среды неконтролируемой продукцией, в том числе отрицательно влияющей на психическое здоровье, средств массовой информации. Возникла необходимость научной разработки актуальных медико-психологических и этических проблем ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ.

— Сейчас о кризисе культуры и нравственности в обществе и о негативной роли СМИ, особенно телевидения, в этом процессе заговорили известные ученые и писатели, представители различных религиозных конфессий, ветеранские организации, некоторые политики.

— Одним из первых был академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Он призывал общество обратить пристальное внимание на состояние культурной, духовной экологии, которое, к сожалению, становится все более удручающим и деструктивным.

И вот, с нашей точки зрения, наряду с понятиями и категориями предельно допустимых концентраций вредных веществ в физической среде обитания (в воздухе, воде, почве, в продуктах) можно подойти к определению и обоснованию предельно допустимых объемов информации, негативно влияющей на здоровье как отдельного человека, так и разных групп населения, с качественными и количественными ее характеристиками. Это вполне можно сделать на основании существующих и, может быть, еще подлежащих разработке психологических, психофизиологических, электрофизиологических тестов, а также современных методик, таких как магнитно-резонансная томография мозга и других. И я берусь утверждать, что успешное решение проблем информационной экологии путем оптимизации информационной среды обитания существенно снизит уровень пограничных психических расстройств, психосоматических заболеваний и самоубийств.

В результате внимательного изучения информации, содержащейся в прессе и на телевидении, знакомства с многочисленными публикациями психологов, социологов, психиатров, особенно зарубежных, а также на основании обследования 150 лиц, посещающих центр социального обслуживания, и собственной интроспекции, которой я занимаюсь в течение нескольких лет, анализируя восприятие, переработку и изменения своего психического состояния под влиянием информационных потоков, я выделил следующие последствия агрессивного воздействия информационной среды на здоровье человека:

  • невротизация,
  • психопатизация,
  • «дебилизация»,
  • сексуализация и эротизация,
  • алкоголизация,
  • шизофренизация.

Последний термин подразумевает создание в сознании людей, воспринимающих информацию, хаоса, непоследовательности, нецеленаправленности, аморфности мышления в ходе переработки информации, расщепление между ее содержанием и эмоциональным сопровождением.

Не так давно я был участником «круглого стола», организованного Комитетом Госдумы по информационной политике. Обсуждалась поправка к закону о средствах массовой информации, выдвинутая заместителем председателя этого комитета депутатом А.Н. Крутовым, бывшим ведущим телепередачи «Русский дом». Он предлагал существенно ограничить показ по телевидению в прямом эфире последствий террористических актов и связанных с ними сцен гибели людей. Исходил он, прежде всего, из соображений щадящего отношения к психике и личности пострадавших, их родственников да и всех телезрителей, особенно имеющих сенситивные черты в структуре личности, болезненно воспринимающих эти страшные трагедии. Но председатель комитета В.Я. Комиссаров вместе с группой своих единомышленников выступил решительно против под предлогом защиты свободы слова и права зрителей на информацию, утверждая, что необходимо показывать все без исключения, если такова действительность.

— Мягко говоря, такая позиция — «от лукавого». Члены комитета по информационной политике не могут не знать, что во всех цивилизованных странах существуют те или иные ограничения на показ сцен жестокости, побоев, последствий террористических актов, не лишающие при этом зрителя всей полноты объективной информации. Например, во Франции за деятельностью телевизионных каналов и соответствием ее нормам закона и общественной морали следит Высший совет по аудиовизуальным СМИ. У совета есть право на юридические санкции: штрафы и представления в соответствующие органы данных для принятия мер правового характера к руководителям программ, в которых допускались нарушения, например, имели место кадры с изуродованным трупом.

— А давайте присмотримся к тому, что показывает наше телевидение. Это сплошные потоки насилия, убийств, кровавых, агрессивных актов. Так называемые боевики, фильмы про бандитов сменяют один другого, они чередуются со сводками дорожно-транспортных происшествий, тоже с показом погибших или раненых в авариях; передачи «Дежурная часть» и «Криминальная Россия» дополняют общую картину. И неизбежно количество переходит в качество: растет уровень личностной и ситуационной тревожности, увеличивается число фобических и депрессивных состояний, что говорит об эффекте невротизации населения. Необходимо подумать о том, как преподносить правдивую информацию без излишней натурализации. Это настоятельное веление времени, и первыми, кто поняли необходимость такого решения, были медики. На упомянутом мною «круглом столе» голос врачей, к сожалению, не был услышан, потому что, как нам пояснили, не было достаточно убедительного массива данных по российской популяции, а приводились данные зарубежных авторов.

— Видимо, депутаты уверены, что россиянам все нипочем, у них «железные» нервы.

— Действительно, показ жестокостей и насилия, с одной стороны, повышает уровень восприимчивости к подобным актам у чувствительных людей, они опасаются выходить на улицу, боятся подвергнуться нападению, грабежу, боятся, что их могут просто так убить. Но идет и противоположный процесс — привыкание, ведь зрелище смерти вводится каждый день в каждый дом, в каждую семью и становится обыденным явлением. Смерть — великое таинство с сакральным оттенком — воспринимается как пустяк, а значит, обесценивается жизнь. Это очерствение, нарастание духовного опустошения и есть психопатизация, формирование социопатий по типу десоциального расстройства личности, когда молодые люди считают, что все дозволено. Пренебрежение к социальным и моральным нормам, вызывающие, девиантные, делинквентные формы поведения появляются в значительной мере под влиянием образцов, которые преподносят СМИ. Личность лишается духовного и нравственного стержня, а ведь именно он служит опорой и защитой от многочисленных стрессовых воздействий. Поскольку речь идет о тех, кто становятся нашими пациентами, это уже вплотную касается нас, психиатров. Встает вопрос первичной профилактики — изменения этического характера деятельности наших СМИ. Мы обязаны делать какие-то практические, организационные, методологические выводы.

— На этом негативном фоне полностью отсутствуют просветительские и обучающие программы. Выходящая в течение 30 лет научно-популярная передача «Очевидное — невероятное», единственная сохранившаяся до наших дней, задвинута в ночной эфир.

— При той политике, которая осуществляется на телевидении, иначе быть и не может. Насаждается псевдонаука, идет пропаганда мистицизма, знахарства, оккультизма. Люди не идут лечиться, становятся зависимыми от астрологических прогнозов, от астрологов, которые утверждают, что медицинская астрология — это наука, которая вполне может конкурировать с медицинской наукой. Мы, врачи, должны противопоставить этой агрессии пропаганду научных медицинских знаний, как бы ни пытались СМИ оттеснить ученых на задний план, не дать им комментировать те или иные события с научной точки зрения.

Интеллектуальный уровень многих передач не соответствует запросам российского общества, имеющего многовековые культурные и научные традиции. Подспудно происходит «дебилизация» населения.

Нельзя обойти молчанием такое явление нашей жизни, как реклама. Она оказывает патогенное действие на психическое состояние человека, особенно в тех случаях, когда по ходу интересного фильма или передачи вторгается в сознание, вызывает негативные эмоции. Получается сшибка, аналогичная той, которую воспроизводил И.П. Павлов в экспериментах на животных, пользуясь другими раздражителями, что приводило к развитию экспериментальных неврозов.

— Неизвестно, знакомы ли члены французского совета по СМИ с опытами нашего великого физиолога, но во Франции короткометражные фильмы «разбивать» рекламой запрещено, а полнометражный может быть прерван только один раз, причем во второй его половине.

— Нет сомнения, что агрессивная реклама представляет угрозу для здоровья и должна подаваться более умеренно и более этично.

Сексуализация и эротизация — прямое следствие пришедшей с Запада сексуальной революции, активно пропагандируемой российскими СМИ. Происходит падение нравов, вытравляется чувство стыда, осмеивается целомудренность. Практически любые передачи, от рекламной до юмористической, подаются с эротическим контекстом.

Вакханалия пивной рекламы привела к широкой алкоголизации и, если сейчас, наконец, этому положен предел, то реклама табачных изделий по-прежнему остается безудержной. Идет стимуляция пищевой зависимости — бесконечные кулинарные ток-шоу. Культ еды, вкусных блюд неизбежно приведет к росту численности людей, страдающих ожирением.

Таким образом, вполне можно утверждать, что наши средства массовой информации, прежде всего телевидение, вносят существенный вклад в феномен сверхсмертности и депопуляции русского народа. Я говорю об этом со всей ответственностью, ибо психосоматическая патология, возникающая на основе невротизации (сердечно-сосудистые заболевания, прежде всего гипертоническая болезнь) является главной причиной смертности населения. Алкоголизация — частый спутник убийств и самоубийств. Падение нравов ведет к тотальному разрушению института семьи, снижению рождаемости. Необходимо развернуть конкретные научные исследования по этим серьезнейшим проблемам, связанным с кризисом информационной среды.

Власть должна прислушаться к мнению специалистов — медиков, социологов, психологов — и задуматься над тем, как проводить информационную политику в нашем государстве в интересах здоровья нации на данном историческом этапе.


Hosted by uCoz